Как говорится в одной пословице: «Постоянны только перемены». Это можно сказать и о законах в сфере закупок. Из года в год законы, вступившие когда-то в действие, нуждаются в корректировке, и это не всегда плохо. Порой это связано с тем, что необходимо улучшить взаимодействие между заказчиком и поставщиком, или разорвать коррупционные схемы.  Изменения в сфере закупок могут касаться, как каждого участника в отдельности, так и процесса в целом.

Обязательное планирование закупок

Любым делам предшествуют планы. Именно поэтому планирование закупок является решающим фактором для дальнейших действий. Сам принцип был применим во все времена, но начиная с 2014 года, он был сформулирован в закон. Поэтому теперь система обязательного планирования закупок должна быть у каждого заказчика.  Благодаря этому нововведению многие организации, чувствуя ответственность перед законом, смогли не только упорядочить свою деятельность, но и опубликовать закупки на своем собственном сайте, а в дальнейшем в Единой Информационной Системе.

На рынке госзаказа взаимодействие происходит между заказчиком и поставщиком. У каждого из них своя роль: например, формирование закупок – это задача заказчика, а поставщик, в этом случае, исполнитель заказа. В зависимости от структуры организации, в качестве поставщика может быть как специальная контрактная служба, так и любое другое ведомство уполномоченное заниматься процессом закупок. 

Заказчикам, осуществляющим небольшое количество закупок, не придется расширять штат сотрудников, которые могли бы непосредственно заниматься вопросом планирования.

Единый каталог товаров и услуг

Подробная информация о товарах, работах и услугах представлена в едином каталоге, который появился и уже используется с 2017 года. Размещен он в Единой Информационной Системе (ЕИС), доступ к которой может иметь любой заказчик, зарегистрированный на данном портале. Чтобы сформировать свой заказ, который будет находиться в закрытом доступе, достаточно зайти в каталог и выбрать позиции соответствующие потребностям. Объем предлагаемых товаров, работ и услуг достаточен и конкретен. В случае, если заказчик не нашел в представленном перечне то, что необходимо в его конкретной ситуации, он может сам описать предмет закупки, но при этом должен его обосновать.

При создании каталога упор делался не только на то, чтобы повысить прозрачность и эффективность закупок, но также облегчить действия заказчика и поставщика. В итоге планируется, что все участники закупок, действующие в рамках 44-ФЗ, а со временем и 223-ФЗ смогут ориентироваться на этот каталог. 

На данный момент он не до конца укомплектован, но со временем в нем будет предоставлен больший перечень товаров, работ и услуг на которые будет опираться заказчик. 

Государственные закупки предметов роскоши. Механизм нормирования закупок

Однозначно сказать о том, что именно относится к предметам роскоши на рынке госзаказа, сложно. Именно поэтому возникла необходимость в создании каталога, который станет хорошим инструментом для борьбы с роскошью и нецелевыми закупками. 

Чтобы определить попадает ли товар или услуга в категорию предметов роскоши, необходимо установить ограничения не только в количестве, но в качественных характеристиках закупки.

В данном случае механизм нормирования закупок, устанавливает не просто рамки, за которые не может выходить заказчик, а способствует выявлению злоупотреблений и удовлетворению потребностей, а не желаний недобросовестных участников.

В рамках 44-ФЗ нормирование закупок предусматривается в двух направлениях. Одно из них определяет затраты бюджета в денежном эквиваленте, а другое направлено на то, чтобы установить разумное расходование бюджетных средств.

Обкатка механизмов общественного контроля в сфере госзакупок

Законом определены случаи общественного обсуждения закупок. Такой контроль, прежде всего, направлен на определение целесообразности госзакупки, эффективность использования государственных средств и сокращению коррупции. Когда общественность имеет право высказаться, тогда имеют смысл аргументы и доводы, свидетельствующие как в пользу закупки, так и против нее. Решение, принятое в результате такого обсуждения, может повлиять на внесение изменений в план закупок заказчика или даже содействовать отмене тендера.

Экспертный совет

Экспертный совет уполномочен анализировать проблемы в сфере закупок, и содействовать устранению недостатков в контрактной системе. В состав совета входят представители разных сфер деятельности, это позволит упорядочить работу всего процесса закупок, и свести к минимуму нарушения в законодательстве. Экспертный совет выступает в качестве посредника между общественностью и участниками закупочной деятельности. Благодаря такому взаимодействию, становится возможным оценить действия утвержденных законов, и, в случае их неэффективности, внести поправки.  

Изменения в сфере регулирования госзакупок

Правильное регулирование дел в сфере государственных закупок может содействовать, как улучшению самого процесса, так и влиять на развитие экономики в целом. Достигая новых уровней сотрудничества, в значительной степени повышается профессионализм тех, кто принимает участие в закупках, и устанавливается определенный порядок в предоставлении требуемых товаров, работ и услуг.

Существенные изменения для участников закупочной деятельности произошли на этапе вступления в силу 44 Федерального закона. Начиная с 5 апреля 2013 года, появились новые правила, на которые должны были ориентироваться как заказчики, так и поставщики.

2014 год

Хорошим стартом в том, чтобы запустить в действие эту новую систему стал 2014 год.  Это было время, когда каждый мог ознакомиться и внедрить в действие новые принципы. В ходе этого года выявились недоработки закона, которые возможно было устранять только постепенно.

2015 год

Много значительных перемен принес и 2015 год. Такие законы как 416-ФЗ, 458-ФЗ, 498-ФЗ и 519-ФЗ стали действовать, и основной упор был направлен на организацию деятельности заказчика. Было немало поблажек, касавшихся штрафных санкций и условий изменения контракта.

2016 год

 Главным и долгожданным событием 2016 года стало введение в действие Единой Информационной Системы (ЕИС). Со временем, она стала содержать большой объем информации, который обрабатывается, храниться и в итоге предоставляется тем, кто имеет на нее право. Изменения, как обычно, коснулись заказчиков, для которых снова появились новые правила в разделе планирования закупок.

Для небольших предприятий, у которых объем закупок не превышает двух миллионов рублей в год, также были предусмотрены нововведения. Теперь они могли на законном основании осуществлять закупки у единого поставщика, в случае если их заказ не превышал 100 тысяч рублей. Также для субъектов малого предпринимательства были пересмотрены сроки выплат, при успешном выполнении госзаказа.

2017 год

Некоторые поправки были давно прописаны в статьях закона, но вступили в силу только в 2017 году. Взаимодействие Единой Информационной Системы с другими информационными источниками были расширены, и с этого года стал осуществляться контроль над соответствием определенных данных.  Также ряд изменений внесенных в законопроект стал непосредственно касаться ГУПов и МУПов, которые теперь должны работать по 44-ФЗ, и лишь в исключительных случаях по 223-ФЗ. Обязательное обсуждение закупок, внедрение каталога товаров, работ и услуг, появление новой шестой электронной площадки – это лишь некоторые пункты из множества изменений в практике 2017 года.

С добавлением поправок и необходимых постановлений со стороны правительства, ряд проблем удалось разрешить, но на данный момент, по-прежнему, остается необходимость в усовершенствовании закупочной деятельности.

Единая система аттестации специалистов

Единая система аттестации специалистов необходима для того, чтобы определить заказчиков и поставщиков на предмет профессиональной пригодности. Чтобы это стало реальность должны быть установлены стандарты, по которым возможно было бы определить, соответствует ли предполагаемый участник ряду требований. Эта система получила свое развитие за счет присоединения новых участников, готовых предоставить свой опыт и личные данные.

Госзаказ для малого бизнеса

На государственном уровне развитию малого бизнеса уделяется особое внимание. Особые льготы, уменьшение налоговой и административной ответственности, специальные тендеры для субъектов малого предпринимательства – это всего лишь часть программы государства, направленная на то, чтобы эта категория компаний получала прибыль и была задействована в занятости населения.

Имея статус субъекта малого предпринимательства (СМП) появляется возможность участвовать в процессе государственных закупок. Действуя в рамках установленных законов, государственные заказчики должны до 20% своих заказов распределять между субъектами малого бизнеса. В связи с этим проводятся специальные тендеры, предназначенные только для СМП.

По результатам на 2017 год сотрудничество государственных заказчиков с субъектами малого бизнеса достигло нового уровня. Для дальнейших преобразований и поддержки малого и среднего бизнеса не только ведутся переговоры с кабинетом министров, но и разрабатываются планы для выведения новых монополий на конкурентный рынок.

Рассказать друзьям